РУКОВОДСТВО по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)

17.06.2020

РУКОВОДСТВО по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)


РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований
при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) 
в области государственного регулирования цен (тарифов)

1. Общие положения

В соответствии с Положением о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п (далее – Положение), министерство тарифной политики Красноярского края (далее – Министерство) осуществляет государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования тарифов в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения 
и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий за применением цен (тарифов) в сферах железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Министерство в пределах своей компетенции, закрепленной в Положении, осуществляет в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 28.07.2017 № 371-п «Об утверждении видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Красноярского края, уполномоченных на их осуществление» следующие виды регионального государственного контроля (надзора) (далее - региональный контроль):

1. Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых органами исполнительной власти края, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые указанными органами цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков.

2. Региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

3. Региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

4. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере регулируемых государством тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

5. Государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении

Предметом регионального контроля является соблюдение обязательных требований подконтрольными субъектами:

в электроэнергетике – требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в электроэнергетике;

в сфере теплоснабжения – требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, соблюдение стандартов раскрытия информации, использование инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере теплоснабжения;

в сфере водоснабжения и водоотведения – требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации;

в области обращения с твердыми коммунальными отходами – требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;

в сферах железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах - требований, установленных Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, в том числе требований к применению цен (тарифов, сборов) в регулируемых сферах деятельности субъектов естественных монополий, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов, сборов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации.

Подконтрольными субъектами при осуществлении регионального контроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность в сферах железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Как показывает практика осуществления Министерством регионального контроля, подконтрольные субъекты в основном допускают нарушения следующих обязательных требований:

- соблюдение требований стандартов раскрытия информации;

- правильность применения государственных регулируемых цен (тарифов);

- нарушение порядка ценообразования.

2. Соблюдение требований стандартов раскрытия информации

Основными причинами нарушений требований к соблюдению стандартов раскрытия информации являются:

- неосведомленность подконтрольных субъектов о наличии обязательных требований к соблюдению стандартов раскрытия информации, а также об ответственности за нарушение обязательных требований к соблюдению стандартов раскрытия информации;

- недостаточное понимание важности и необходимости соблюдения требований к стандартам раскрытия информации, поскольку они направлены на обеспечение открытости деятельности регулируемых организаций, доступности информации неопределенному кругу лиц.

Административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 
(далее – КоАП РФ):

непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ:

нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Министерство обращает внимание на следующее:

Региональный контроль в части соблюдения стандартов раскрытия информации подконтрольными субъектами осуществляется по вопросам:

1) факта раскрытия информации;

2) источника опубликования информации, избранного подконтрольным субъектом;

3) сроков и периодичности раскрытия информации;

4) полноты раскрытия информации;

5) порядка уведомления Министерства об источниках опубликования информации (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

6) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм;

7) достоверности раскрытой информации;

8) порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей услуг подконтрольных субъектов, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения.

2.1. Соблюдение требований стандартов раскрытия информации в электроэнергетике

Регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сфере электроэнергетики, необходимо раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее – Стандарты, Постановление № 24).

Стандарты устанавливают требования к составу информации, раскрываемой регулируемыми организациями, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Министерство информирует о следующем:

В 2019 году в Постановление № 24 были внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 № 64 «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации по вопросам регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в том числе в части перечня информации, которую сетевые организации, системный оператор, субъекты оперативно-диспетчерского управления, производители электрической энергии обязаны размещать в открытом доступе.

В 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2020 № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждена новая редакция приложений № 4 и № 5 Стандартов.

2.2. Соблюдение требований стандартов раскрытия информации 
в сфере теплоснабжения

Регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сфере теплоснабжения, необходимо раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее – Стандарты, Постановление № 570).

Стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность представления информации, подлежащей раскрытию регулируемыми организациями.

Министерство информирует о следующем:

В 2018 году в Постановление № 570 были внесены изменения, в том числе в части способа раскрытия информации.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 № 390 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 810 «О внесении изменений в стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» с 05.10.2018 вступили в силу изменения, утвержденные данными документами, которые предусматривают что, регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), либо в случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения органов местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) - информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - единые форматы);

б) опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) - в случае, если регулируемая организация, а также единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация и теплосетевая организация в ценовых зонах теплоснабжения осуществляют деятельность в границах территории муниципального образования, где отсутствует доступ к сети «Интернет»;

в) опубликования в печатных изданиях - в случае, если регулируемая организация, а также единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация и теплосетевая организация в ценовых зонах теплоснабжения осуществляют деятельность в границах территории муниципального образования, где отсутствует доступ к сети «Интернет»;

г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов заинтересованных лиц.

В случае если регулируемая организация, а также единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация и теплосетевая организация в ценовых зонах теплоснабжения осуществляют деятельность в границах территории муниципального образования, где отсутствует доступ к сети «Интернет», информация раскрывается такими организациями путем ее опубликования в печатных изданиях и представления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя соответствующей организации, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), который самостоятельно размещает представленную информацию в информационно-аналитической системе и публикует на своем официальном сайте в сети «Интернет».

В случае если регулируемая организация, а также единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация и теплосетевая организация в ценовых зонах теплоснабжения осуществляют деятельность в границах территории муниципального образования, где отсутствует доступ к сети «Интернет», и законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления этого муниципального образования наделен полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, информация раскрывается такими организациями путем ее опубликования в печатных изданиях и представления на основании письменных запросов заинтересованных лиц.

Кроме того, если регулируемая организация, а также единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация и теплосетевая организация в ценовых зонах теплоснабжения осуществляют деятельность в границах территории муниципального образования, где отсутствует доступ к сети «Интернет», такие организации представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) сведения об отсутствии такого доступа с приложением подтверждающих документов.

Регулируемые организации не позднее дня, следующего за днем размещения информации в информационно-аналитической системе, уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (орган местного самоуправления) о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе.

В случае размещения информации регулируемыми организациями в информационно-аналитической системе посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), в информационно-аналитическую систему с использованием единых форматов уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и органов местного самоуправления о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе не требуется.

2.3. Соблюдение требований стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения

Регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, необходимо раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» 
(далее – Стандарты, Постановление № 6).

Стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию регулируемыми организации.

Министерство информирует о следующем:

В 2018 году в Постановление № 6 были внесены изменения, в том числе в части способа раскрытия информации.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 № 390 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 05.10.2018 вступили в силу изменения, утвержденные данным документом, которые предусматривают что, регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, либо в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) - информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - единые форматы);

б) опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - в случае, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности, отсутствует доступ к сети «Интернет»;

в) опубликования в печатных изданиях - в случае, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности, отсутствует доступ к сети «Интернет»;

г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном настоящим документом.

В случае если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности, отсутствует доступ к сети «Интернет», регулируемыми организациями информация раскрывается путем ее опубликования в печатных изданиях, а также представления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, который самостоятельно размещает представленную информацию в информационно-аналитической системе и опубликовывает на своем официальном сайте в сети «Интернет». Информация также раскрывается регулируемой организацией путем ее предоставления на основании письменных запросов потребителей.

В случае если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности, отсутствует доступ к сети «Интернет» и законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления, регулируемыми организациями информация раскрывается путем ее опубликования в печатных изданиях, а также путем предоставления на основании письменных запросов потребителей.

Кроме того, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности, отсутствует доступ к сети «Интернет», регулируемая организация представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения об отсутствии такого доступа с приложением подтверждающих документов.

Регулируемые организации не позднее дня, следующего за днем размещения информации в информационно-аналитической системе, уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления) о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе.

В случае размещения информации регулируемыми организациями в информационно-аналитической системе посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), в информационно-аналитическую систему с использованием единых форматов уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и органов местного самоуправления о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе не требуется.

2.4. Соблюдение требований стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, необходимо раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения 
с твердыми коммунальными отходами» (далее – Стандарты, Постановление № 564).

Стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию регулируемыми организации.

Министерство информирует о следующем:

В 2018 году в Постановление № 564 были внесены изменения, в том числе в части способа раскрытия информации.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 № 390 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 05.10.2018 вступили в силу изменения, утвержденные данным документом, которые предусматривают что, регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, либо информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - единые форматы);

б) опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, - в случае, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, отсутствует доступ к сети «Интернет»;

в) опубликования в печатных изданиях - в случае, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, отсутствует доступ к сети «Интернет»;

г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители), а также запросов, поступивших в электронном виде, в порядке, установленном настоящим документом.

В случае если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, отсутствует доступ к сети «Интернет», регулируемыми организациями информация раскрывается путем ее опубликования в печатных изданиях, а также представления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, который самостоятельно размещает представленную информацию в информационно-аналитической системе и опубликовывает на своем официальном сайте в сети «Интернет». Информация также раскрывается регулируемой организацией путем ее предоставления на основании письменных запросов потребителей.

В случае если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, отсутствует доступ к сети «Интернет» и законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами органам местного самоуправления, регулируемыми организациями информация раскрывается путем ее опубликования в печатных изданиях, а также путем предоставления на основании письменных запросов потребителей.

Кроме того, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности, отсутствует доступ к сети «Интернет», регулируемая организация предоставляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, сведения об отсутствии такого доступа с приложением подтверждающих документов.

Регулируемые организации не позднее дня, следующего за днем размещения информации в информационно-аналитической системе, уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, орган местного самоуправления о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе.

В случае размещения информации регулируемой организацией в информационно-аналитической системе посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, информационных систем, созданных органами местного самоуправления, или иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), в информационно-аналитическую систему с использованием единых форматов уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов, органов местного самоуправления о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе не требуется.


субъектами естественных монополий в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах

Субъектам естественных монополий, осуществляющих деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, необходимо раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацииот 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Стандарты).

Стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию регулируемыми организации.

2.6. Соблюдение требований стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок

Субъектам естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожных перевозок, необходимо раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 939 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее – Стандарты).

Стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию регулируемыми организации.

3. Ведение регулируемыми организациями раздельного учета доходов и расходов

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов.

Административная ответственность за отсутствие ведения раздельного учета доходов и расходов предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ:

занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Министерство обращает внимание на следующее:

Разработанный порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в приказе об учетной политике или в локальном документе, утвержденном приказом по организации, или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать все правила касающиеся порядка ведения раздельного учета. При этом применяемый способ раздельного учета должен позволять однозначно отнести те или иные показатели к разным видам деятельности.

Раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций предполагает четкое разделение в учете доходов от различных видов деятельности, расходов по этим же видам деятельности, имущества и обязательств, относящихся к различным видам деятельности посредством открытия к соответствующим синтетическим бухгалтерским счетам субсчетов первого порядка – по видам деятельности, а при необходимости и второго – по видам продукции внутри вида деятельности, третьего и т.д., с тем расчетом, чтобы, по данным бухгалтерского учета можно было определить себестоимость по каждому виду деятельности раздельно. Только таким образом можно обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Обращаем Ваше внимание на то, что раздельный учет предполагает также раздельный учет прочих доходов/расходов. В учетной политике необходимо обратить внимание на распределение (детализацию) внереализационных расходов и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения).

При установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов (затрат), относимых на разные регулируемые виды деятельности.

3.1. Ведение раздельного учета доходов и расходов в электроэнергетике

В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с принципом обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Пунктами 5 и 6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования) предусмотрена обязательность ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям, в том числе по следующим регулируемым видам деятельности:

1) производство электрической энергии (мощности), в том числе с постанционной и поблочной разбивкой;

2) производство электрической энергии объектом, введенным в эксплуатацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2005 № 738;

3) передача электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства) с разбивкой по субъектам Российской Федерации, на территории которых устанавливаются дифференцированные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;

4) передача электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации;

5) реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей;

6) услуги коммерческого оператора;

7) технологическое присоединение к электрическим сетям;

8) оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;

9) оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощности;

10) оказание услуг по обеспечению системной надежности, в том числе по видам услуг, с постанционной и поблочной разбивкой:

Состав расходов по статьям затрат определяется в соответствии с Основами ценообразования, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденный Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее – Порядок) устанавливает правила ведения раздельного учета доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для ведения раздельного учета доходов и расходов, по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - раздельный учет).

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Организациям, осуществляющим производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям, необходимо привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в электроэнергетике.

3.2. Ведение раздельного учета доходов и расходов в сфере теплоснабжения

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из основных принципов регулирования тарифов является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования) установлено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования, раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Состав расходов по статьям затрат определяется в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».

Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденная Приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, предоставляемый в Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов» (далее – Единая система затрат), устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя (далее - раздельный учет).

В соответствии с пунктом 2 Единой системы затрат ведение раздельного учета осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации (пункт 3 Единой системы затрат).

Согласно пункта 4 Единой системы затрат, ведение раздельного учета осуществляется на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, утвержденного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Организациям, осуществляющим производство, передачу, сбыт тепловой энергии и теплоносителя, необходимо привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения.

3.3. Ведение раздельного учета доходов и расходов в сфере водоснабжения и водоотведения

В соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности:

а) в сфере холодного водоснабжения:

- холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды;

- подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;

б) в сфере горячего водоснабжения:

- горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего - водоснабжения и транспортировка горячей воды;

- подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;

в) в сфере водоотведения:

- водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;

- прием и транспортировка сточных вод;

- подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Обращаем Ваше внимание, на то, что в соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 Основ ценообразования, раздельно по каждой системе.

Порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденный приказом Минстроя России от 25.01.2014 № 22/пр «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат» (далее – Порядок), устанавливает правила ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и формирует единую систему классификации таких затрат.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - регулируемые организации), на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, и другим критериям, установленным Порядком.

Раздельный учет осуществляется регулируемыми организациями в отношении фактических объемов затрат регулируемой организации (п. 3 Порядка).

Согласно пункту 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», регулируемая организация к заявлению об установлении тарифов прилагает, в том числе копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета).

Организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимо привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

3.4. Ведение раздельного учета доходов и расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами

В соответствии с пунктом 5 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ, относятся:

- обработка твердых коммунальных отходов;

- обезвреживание твердых коммунальных отходов;

- захоронение твердых коммунальных отходов;

- оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;

- энергетическая утилизация.

Раздельный учет затрат ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Основы ценообразования) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).

Состав расходов по статьям затрат определяется в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Согласно пункту 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», регулируемая организация к заявлению об установлении тарифов прилагает, в том числе копии документов об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета).

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с пунктом 6 (1) Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

Министерство информирует о следующем:

Минприроды России подготовлен проект Приказа «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат» (по состоянию на 02.09.2019), которым предлагается утвердить Порядок ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат (далее – Порядок).

Порядок устанавливает правила и особенности ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по каждому из регулируемых видов деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Порядка раздельный учет осуществляется в отношении фактических объемов затрат на каждый вид регулируемой деятельности в области обращения с твердыми коммунальными расходами.

Операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональным операторам необходимо привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

3.5. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

Пунктом 10 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 293) установлено, что государственное регулирование тарифов осуществляется на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов регулирования.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данным Постановлением.

3.5.1. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг в аэропортах.

Приказом Минтранса России от 05.12.2011 № 303 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах» утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (далее – Порядок).

Порядок устанавливает принципы ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности (далее - раздельный учет), связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий (далее - субъекты регулирования) в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются и контролируются государством в соответствии с законодательством Российской Федерации при определении фактических доходов и расходов по данным услугам (далее - регулируемые услуги).

В соответствии с Порядком субъекты регулирования ведут раздельный учет доходов и расходов по следующим видам регулируемых услуг:

- обеспечение взлета и посадки воздушных судов;

- обеспечение стоянки воздушных судов;

- предоставление аэровокзального комплекса;

- обеспечение авиационной безопасности;

- обслуживание пассажиров;

- обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;

- хранение авиационного топлива.

Основной целью раздельного учета является формирование информации о фактических доходах и расходах по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектами регулирования в аэропортах, необходимой для обоснованного принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование цен на данные услуги (далее - органы регулирования).

Раздельный учет ведется посредством регистрации и обработки информации и составления отчетности о доходах и расходах по видам деятельности, связанной с оказанием регулируемых услуг субъектами регулирования в аэропортах. Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.

Основным принципом организации раздельного учета является установление взаимосвязи между услугами, оказанными субъектами регулирования в аэропортах, и возникающими в связи с оказанием соответствующих услуг доходами и расходами.

Раздельный учет доходов по видам услуг производится непосредственно при начислении доходов в бухгалтерском учете.

Для целей ведения раздельного учета расходов субъектом регулирования определяется состав производственных процессов (операций, функций), осуществляемых при оказании конкретных услуг. При ведении раздельного учета расходов по оказанию соответствующих видов услуг данные формируются по каждому определенному производственному процессу (операций, функций) путем их обоснованного распределения.

При ведении раздельного учета необходимо руководствоваться критериями существенности, экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации.

Состав производственных процессов (операций, функций) по видам регулируемых услуг определен приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» и приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 15.05.2000 № 125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации».

Для ведения раздельного учета субъекты регулирования разрабатывают перечень статей доходов. Построение перечня должно обеспечивать формирование информации о полученных доходах по видам оказываемых услуг, необходимой для ведения раздельного учета доходов и расходов, а также решения других задач, связанных с обоснованием устанавливаемых тарифов.

Согласно пункту 2.8. Порядка структура статей доходов субъекта регулирования применительно к деятельности по оказанию регулируемых услуг должна предусматривать, как минимум:

- вид услуг (наименование сбора, тарифа);

- вид потребителей (потребитель, иностранный эксплуатант);

- вид перевозки (международные воздушные линии, внутренние воздушные линии);

- наименование (номер) аэровокзального комплекса (пассажирского здания).

Согласно пункту 3.6. Порядка учет расходов осуществляется в соответствии с действующей системой учета расходов субъекта регулирования, сформированной на основе действующего плана счетов, учетной политики субъекта регулирования, рабочего плана счетов и приложений к нему в части учета расходов и себестоимости. Детализация затрат, учитываемых по соответствующим статьям расходов, должна обеспечить реализацию требований Порядка в отношении выделения расходов, установленных пунктом 2.8 Порядка.

При наличии в составе субъекта регулирования двух и более аэропортов учет доходов и расходов по регулируемым услугам ведется по каждому аэропорту, входящему в состав субъекта регулирования, отдельно.

Субъект регулирования отражает результаты ведения раздельного учета в Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению 
№ 1 к Порядку.

Организациям, осуществляющим деятельность, связанную с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, необходимо обязательно привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

3.5.2. Ведение раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг субъектов естественных монополий в морских портах.

Приказом Минтранса России от 12.08.2019 № 266 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг субъектами естественных монополий в морских портах» утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в морских портах (далее – Порядок).

Вместе с тем Министерство отмечает, что в настоящий момент нормы Порядка применяются в отношении услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 1923).

и расходов. К субъектам естественных монополий относятся все организации, оказывающие услуги в морских портах и на подходах к ним в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации согласно Перечню услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тариф, сборы) на которые регулируются государством, утвержденному Постановлением № 293 (далее - регулируемые услуги).

Согласно пункту 3 Порядка субъекты естественных монополий в морских портах ведут раздельный учет по следующим видам регулируемых услуг (с учетом изменений, внесенных Постановлением № 1923):

- обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

- обеспечение прохода судов по подходным каналам;

- ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

- предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

- предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в морском порту и на подходах к нему;

- перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

- обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

- обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

В целях обеспечения раздельного учета доходов субъектом естественных монополий в морских портах в составе доходов от обычных видов деятельности выделяются доходы, получаемые субъектом естественных монополий в морских портах при оказании регулируемых и нерегулируемых услуг.

Получаемые от оказания регулируемых услуг доходы группируются по видам услуг, указанных в пункте 3 Порядка.

Дополнительно доходы по регулируемым услугам подлежат группировке по:

- видам операций (погрузка, выгрузка, хранение грузов);

- видам потребителей (потребитель, иностранный потребитель);

- видам груза (категория и основное наименование перегружаемых 
и хранимых грузов);

- видам перевозки (экспортно-импортная, транзитная, каботажная).

В целях обеспечения раздельного учета расходов по регулируемым услугам информация о них формируется:

- по номенклатуре грузов и вариантам перегрузочных работ (вид услуги "погрузка и выгрузка грузов");

- по номенклатуре грузов и способам хранения (вид услуги «хранение грузов»);

- по видам регулируемых услуг, оказываемых в морских портах.

Способы распределения расходов, сформированных по каждому месту возникновения затрат, в себестоимость услуг устанавливаются во внутреннем документе по ведению раздельного учета расходов и доходов.

Рекомендуемые способы распределения отдельных видов расходов основного производства по видам деятельности (услугам) приведены 
в приложении № 3 к Порядку.

Субъект естественных монополий в морских портах ежегодно отражает результаты ведения раздельного учета в Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий 
в морских портах согласно приложению № 4 к Порядку. При заполнении данной отчетности субъектом естественных монополий в морских портах должно быть обеспечено соответствие итоговых показателей аналогичным показателям бухгалтерской и статистической отчетности.

Организациям, осуществляющим деятельность, связанную с оказанием услуг субъектов естественных монополий в морских портах, необходимо обязательно привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

3.5.3. Ведение раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг субъектов естественных монополий в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Приказом Минтранса России от 27.08.2015 № 268 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Порядок).

Вместе с тем Министерство отмечает, что в настоящий момент нормы Порядка применяются в отношении услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 1923).

Порядок устанавливает принципы ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности (далее - раздельный учет), связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий (далее - субъекты регулирования) в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством в соответствии с законодательством Российской Федерации при определении фактических доходов и расходов по данным услугам (далее - регулируемые услуги).

В соответствии пунктом 3 Порядка субъекты регулирования (коммерческие организации и бюджетные учреждения) ведут раздельный учет доходов и расходов по следующим видам регулируемых услуг (с учетом изменений, внесенных Постановлением № 1923):

в речных портах:

- обеспечение безопасности плавания и порядка в порту;

по использованию инфраструктуры внутренних водных путей:

-обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям.

Основной целью раздельного учета является формирование информации о фактических доходах и расходах по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектами регулирования в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, необходимой для обоснованного принятия решения по установлению регулируемых цен (тарифов, сборов) федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование цен (тарифов, сборов) на данные услуги (далее - органы регулирования).

Организация раздельного учета предусматривает установление взаимосвязи между услугами, оказанными субъектами регулирования в речных портах, услугами по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и возникающими в связи с оказанием указанных услуг доходами и расходами.

Раздельный учет ведется посредством регистрации и обработки информации о доходах и расходах по видам деятельности, связанной с оказанием регулируемых услуг субъектами регулирования в речных портах 
и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.

Раздельный учет доходов по видам услуг производится непосредственно при начислении доходов в бухгалтерском учете.

При ведении раздельного учета расходов субъект регулирования определяет производственные процессы (операции, функции), осуществляемые при оказании конкретных услуг, формирует данные о расходах по каждому определенному производственному процессу (операций, функции), признаваемых объектами калькуляции, путем их обоснованного отнесения к соответствующему виду услуг. Производственные процессы (операции, функции), выполняемые субъектами естественных монополий при оказании услуг в речных портах, приведены в приложении № 1 к Порядку, производственные процессы (операции, функции), выполняемые субъектами естественных монополий при оказании услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, приведены в приложении № 2
к Порядку.

При ведении раздельного учета расходов, осуществляемого субъектами естественных монополий в части оказания услуг в речных портах, объекты калькуляции выделяются в зависимости от вида перевозок грузов (импорт, экспорт, транзит) и варианта перегрузочных работ, от видов грузов и требований по их хранению, а также в зависимости от состава оказываемых субъектом регулирования услуг пассажирам и утверждаемых ему органом регулирования тарифных ставок за эти услуги.

При ведении раздельного учета расходов, осуществляемого субъектами естественных монополий в части оказания услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, объекты калькуляции не включают в себя операции и функции, связанные с оказанием и выполнением федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ в рамках государственного задания, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется в пределах бюджетных ассигнований из федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Для ведения раздельного учета субъекты регулирования разрабатывают перечень статей доходов, который должен обеспечивать формирование сведений о полученных доходах по видам оказываемых услуг, необходимых для раскрытия информации о результатах раздельного учета доходов по регулируемым видам деятельности субъектов регулирования.

В целях раздельного учета расходов по основной деятельности бюджетных учреждений, оказывающих услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, относятся затраты или доля затрат на содержание внутренних водных путей, содержание и эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений, оказание услуг по регулированию деятельности хозяйствующих субъектов внутреннего водного транспорта по вопросам, отнесенным к компетенции учреждения.

Расходы субъектов регулирования, оказывающих услуги в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, формируются по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектами регулирования в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Субъект регулирования отражает результаты ведения раздельного учета в Сводной ведомости результатов учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в речных портах, приведенной в приложении № 6к Порядку, с расшифровкой расходов по регулируемым видам деятельности, связанных с оказанием услуг субъектами естественных монополий в речных портах, в соответствии с приложением № 7 к Порядку.

Субъект естественных монополий, осуществляющий регулируемые виды деятельности в разных речных портах, составляет отчет по каждому порту (филиалу), а также в целом по субъекту регулирования.

Субъект регулирования отражает результаты ведения раздельного учета в Сводной ведомости результатов учета доходов и расходов субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, приведенной в приложении № 8 к Порядку, с расшифровкой расходов по регулируемым видам деятельности, связанных с оказанием услуг субъектами естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в соответствии с приложением № 9 к Порядку.

Организациям, осуществляющим деятельность, связанную с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, необходимо обязательно привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

3.6. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данным Постановлением.

В соответствии с пунктом 6 приказа ФАС России от 05.12.2017 № 1649/17 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении» расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации и экономически обоснованного уровня тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществляется на основе данных бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, и данных, полученных в ходе ведения раздельного учета, в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (актуальная редакция утверждена приказом Минтранса Российской Федерации от 23.10.2018 № 373) (далее – Порядок) для расходов, распределенных на вид деятельности «пассажирские перевозки в пригородном сообщении».

Настоящий Порядок устанавливает правила ведения раздельного учета доходов и расходов (далее - раздельный учет) по видам деятельности субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - субъект регулирования).

Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.

Согласно пункту 3 Порядка раздельный учет ведется по видам деятельности:

- грузовые перевозки;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- пассажирские перевозки в дальнем следовании;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- ремонт железнодорожного подвижного состава;

- строительство объектов инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- предоставление услуг социальной сферы;

- прочие виды деятельности.

Раздельный учет по видам деятельности, указанным в подпунктах 1 - 5 пункта 3 Порядка, ведется по следующим стоимостным составляющим:

- вагонная составляющая;

- локомотивная составляющая;

- инфраструктурная составляющая;

- вокзальная составляющая;

- моторвагонная составляющая;

- багажная составляющая.

Ведение раздельного учета обеспечивает соответствие по видам деятельности полученных доходов от выполненных работ и (или) оказанных услуг понесенным расходам.

Согласно пункту 9 Порядка раздельный учет осуществляется на основе:

- классификаторов доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (глава I приложения № 1 
к Порядку);

- распределения доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок по видам деятельности (глава II приложения № 1 к Порядку);

- распределения доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок по стоимостным составляющим (глава III приложения № 1 к Порядку);

- учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании в детализации по маршрутам следования поездов (приложение № 2 к Порядку);

- распределения доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации (приложение № 3 к Порядку).

Результаты ведения раздельного учета подлежат отражению в формах сводной управленческой отчетности о результатах ведения раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (приложение № 4 к Порядку).

Организациям, осуществляющим деятельность, связанную с оказанием услуг субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, необходимо обязательно привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

4. Соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований к применению цен (тарифов).

К обязательным требованиям, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществляемого министерством тарифной политики Красноярского края регионального контроля, относится правильность применения подконтрольными субъектами государственных регулируемых цен (тарифов).

Не допускается как завышение, так и занижение установленных регулирующим органом цен (тарифов), при осуществлении расчетов с потребителями оказываемых регулируемыми организациями услуг.

Административная ответственность за завышение установленных цен (тарифов) предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ:

завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Административная ответственность за занижение установленных цен (тарифов) предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ:

занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Много вопросов возникает в случае оказания коммунальных услуг организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование, до момента установления тарифов.

Органом регулирования, в соответствии с действующим законодательством, устанавливаются цены (тарифы) на коммунальные услуги индивидуально для каждой организации, оказывающей соответствующие коммунальные услуги.

Соответственно, применение ресурсоснабжающей организацией неустановленных для нее тарифов недопустимо.

Вместе с тем, учитывая сложившуюся судебную практику (определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2011 № ВАС-10798/11), до установления цен (тарифов) применение организацией, ранее не осуществляющей регулируемую деятельность на территории муниципального образования, цен (тарифов), установленных для организации, ранее осуществляющей регулируемую деятельность на территории муниципального образования, не противоречит действующему законодательству, при условии наличия документов, подтверждающих право эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры. Установление цен (тарифов) регулирующим органом носит заявительный характер, тем не менее, организация, вновь осуществляющая регулируемую деятельность должна принять все меры по установлению цен (тарифов) на оказываемые услуги.

Министерство также обращает Ваше внимание на то, что установленные тарифы имеют срок действия. Применять тарифы, срок действия которых истек, не допускается и является нарушением обязательных требований 
к применению цен (тарифов).


Возврат к списку


Важные ссылки