ОТЧЕТ о деятельности министерства тарифной политики Красноярского края за 2024 год
ОТЧЕТ о деятельности министерства тарифной политики Красноярского края за 2024 год
ОТЧЕТ
о деятельности министерства тарифной политики
Красноярского края
за 2024 год
Функции, цели и задачи
министерства тарифной политики Красноярского края
Министерство тарифной политики Красноярского края (далее – Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в части государственного регулирования цен (тарифов) и государственный контроль в области их применения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края.
В целях обеспечения единой государственной политики в области ценообразования в сферах деятельности, которые подлежат государственному регулированию тарифов (цен) на территории Красноярского края, Министерство взаимодействует с органами государственной власти, в том числе с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а также с органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, учреждениями, предприятиями и иными организациями, гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в пределах своих полномочий, самостоятельно принимает решения.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п «Об утверждении положения о министерстве тарифной политики Красноярского края» задачами Министерства являются:
1. Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, оказания транспортных услуг, оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах субъектами естественных монополий, а также снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на уголь и нефтепродукты, предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и сроков оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.
2. Соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности).
3. Недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность) и теплоноситель за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей.
4. Создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем теплоснабжения и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности).
5. Обеспечение соблюдения законодательства о регулировании цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, деятельности субъектов естественных монополий.
6. Обеспечение соблюдения организациями, осуществляющими регулируемые Министерством виды деятельности, стандартов раскрытия информации в случаях, установленных действующим законодательством.
7. Содействие развитию конкуренции в областях (сферах) электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ценовая политика в Красноярском крае проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, направлена на сдерживание необоснованного роста регулируемых тарифов (цен), осуществление контроля за соблюдением порядка формирования и применения регулируемых цен и тарифов, оказание методической и практической помощи органам местного самоуправления, предприятиям и организациям.
В рамках реализации возложенных задач Министерство осуществляет следующие функции:
1. Разработка и представление Губернатору края, в Правительство края проектов законов края, проектов правовых актов Губернатора края, проектов правовых актов Правительства края в областях (сферах) государственного управления, в том числе по следующим вопросам:
1) установление предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств;
2) утверждение положения о региональном государственного контроле (надзоре) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
5) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
6) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий;
7) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.
2. Установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
3. Установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
4. Установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии.
5. Установление цен (тарифов) или предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.
6. Установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях указанных технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии на срок не менее пяти лет в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
7. Установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
8. Установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
9. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов.
10. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
11. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям.
12. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
13. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
14. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
15. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
16. Установление в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
17. Установление в ценовых зонах теплоснабжения тарифов на теплоноситель в виде воды, поставляемый едиными теплоснабжающими организациями потребителям и теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), за исключением случая, когда поставку указанного теплоносителя осуществляет теплоснабжающая организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
18. Установление в ценовых зонах теплоснабжения тарифов на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленных в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
19. Установление в ценовых зонах теплоснабжения тарифов на товары, услуги в сфере теплоснабжения в случаях, указанных в частях 12.1 - 12.4 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
20. Установление в ценовых зонах теплоснабжения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, применяемой в случае, если стороны договора на подключение (технологическое присоединение) не достигли соглашения о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
21. Осуществление в ценовых зонах теплоснабжения индексации тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленного для соответствующей теплосетевой организации и действующего на дату окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения, в целях осуществления расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в случаях возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя между единой теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией.
22. Осуществление в ценовых зонах теплоснабжения индексации ставки за тепловую энергию двухставочного тарифа, установленной для соответствующей теплоснабжающей организации и действующей на дату окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения, в целях осуществления расчетов за произведенную тепловую энергию (мощность) в случаях возникновения разногласий в отношении цены на тепловую энергию (мощность) между единой теплоснабжающей организацией и собственником или законным владельцем источников тепловой энергии, в отношении которых принято решение о приостановлении вывода указанных источников тепловой энергии из эксплуатации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
23. Осуществление в ценовых зонах теплоснабжения индексации величины расходов на топливо, отнесенных на одну гигакалорию тепловой энергии, отпускаемой в виде пара и (или) воды от источника (источников) тепловой энергии, и учтенных в одноставочном тарифе, установленном для соответствующей теплоснабжающей организации и действующем на дату окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения, в целях осуществления расчетов за произведенную тепловую энергию (мощность) в случаях возникновения разногласий в отношении цены на тепловую энергию (мощность) между единой теплоснабжающей организацией и собственником или законным владельцем источников тепловой энергии, в отношении которых принято решение о приостановлении вывода указанных источников тепловой энергии из эксплуатации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
24. Утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
25. Установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
26. Установление снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на уголь и нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
27. Установление розничных цен на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, за исключением розничных цен на сжиженный газ.
28. Установление розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
29. Установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.
30. Утверждение по согласованию с газораспределительными организациями специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям для финансирования межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
31. Установление цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
32. Установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
33. Установление экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифов, сборов и платы за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении.
34. Установление регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в городском, пригородном и междугородном сообщениях, межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях.
35. Установление регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам в городском сообщении на территории края.
36. Установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях.
37. Установление тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.
38. Установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом в местном сообщении и на переправах.
39. Установление тарифов на перевозку грузов, пассажиров и багажа морским, речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.
40. Установление цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
41. Установление цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
42. Определение базового уровня тарифа на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
43. Установление тарифа на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
44. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Министерством, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые указанными органами цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков.
45. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).
46. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.
47. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
48. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере регулируемых государством тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
49. Осуществление контроля за целевым использованием финансовых средств, полученных от введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
50. Осуществление государственного контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
51. Осуществление государственного контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
52. Осуществление контроля соблюдения уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций.
53. Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода).
54. Утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода).
55. Утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
56. Установление уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций в установленном порядке.
57. Установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению Министерством.
58. Обеспечение в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, в целях информирования теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей расчета и размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уровня цен на тепловую энергию (мощность), определенного в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
59. Установление социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженных цен (тарифов), применяемых при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующий социальной норме потребления.
60. Утверждение производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и контроль за их выполнением, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
61. Утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
62. Осуществление раскрытия информации о регулируемых видах деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
63. Утверждение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
64. Выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
65. Выбор метода регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с федеральным законодательством.
66. Осуществление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, согласования значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера).
67. Осуществление в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласования значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, включаемых в конкурсную документацию.
68. Осуществление в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласования решения организатора конкурса или концедента о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
69. Предоставление по запросу организатора конкурса или концедента в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, информации о ценах, величинах, значениях и параметрах, включаемых в конкурсную документацию.
70. Согласование в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, установления, изменения и корректировки регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары и оказываемые услуги до конца срока действия концессионного соглашения по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения и корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, а также иными нормативными правовыми актами края.
71. Согласование в случаях, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», установления, изменения и корректировки регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары и оказываемые услуги в сфере теплоснабжения до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения и корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, а также иными нормативными правовыми актами края.
72. Принятие в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены.
73. Урегулирование споров, связанных с применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
74. Осуществление мониторинга уровня регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» цен (тарифов) и влияющих на их изменение факторов, а также уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
75. Участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по краю.
76. Представление с использованием координат сведений о месте нахождения Министерства (наименование, режим работы), посредством размещения указанных сведений в государственной геоинформационной системе органов исполнительной власти Красноярского края и размещение указанных сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
77. Представление в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов:
предложений об установлении предельных уровней цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения;
информации и необходимых материалов по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в соответствии с перечнем и условиями предоставления такой информации, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов;
информации и необходимых материалов по вопросам установления, изменения и применения тарифов, в том числе установления и изменения предельных уровней цен на тепловую энергию (мощность), регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в случаях, в формате и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также правилами предоставления информации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
информации о величине перекрестного субсидирования и ее поэтапном сокращении в крае в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчета о своей деятельности;
заключения об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории края, в отношении установления (изменения) цен (тарифов).
78. Министерство вправе:
запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральными законами от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме и в сроки, которые определены Министерством;
осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность) и об их применении;
утверждать в соответствии со стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями с учетом отраслевых, технологических, структурных, географических и других особенностей деятельности указанных организаций формы предоставления теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями информации, к которой обеспечивается свободный доступ, и правила заполнения теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями форм предоставления информации, утвержденных в установленном порядке.
79. Опубликование отчета о деятельности Министерства.
80. Утверждение административных регламентов, регулирующих деятельность Министерства.
81. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, установленных действующим законодательством.
82. Осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.
83. Представление интересов края в установленном порядке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах государственной власти края и иных государственных органах края, органах местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
84. Получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти края и иных государственных органов края, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и иных организаций информации, необходимой для осуществления компетенции Министерства.
85. Рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в установленном порядке.
86. Обеспечение доступа к информации о деятельности и решениях Министерства в установленном порядке.
87. Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в соответствии с действующим законодательством.
88. Организация хранения, комплектования, учета и использования архивных документов Министерства.
89. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации Министерства.
90. Организация и обеспечение гражданской обороны в Министерстве.
91. Осуществление противодействия коррупции в пределах своих полномочий.
92. Проведение конференций, совещаний и семинаров, обеспечение приема делегаций и отдельных лиц по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
93. Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в оперативном управлении Министерства.
94. Создание экспертных и рабочих групп для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Министерства, а также совещательных органов в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края.
95. Издание приказов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
96. Осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Предельная численность государственных гражданских служащих и иных работников министерства тарифной политики Красноярского края установлена распоряжением Губернатора Красноярского края от 06.02.2024 № 43-рг в количестве 70 единиц, в том числе государственных гражданских служащих - 67 единиц.
Для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление, общей численностью не более 9 человек.
В состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Министерства в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов), а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).
Министр тарифной политики края является председателем правления, утверждает персональный состав правления, а также порядок его деятельности.
Деятельность в 2024 году
В соответствии с действующими федеральными законами, нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов (цен), тарифы в Красноярском крае на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, твердые коммунальные отходы, теплоноситель, услуги по передаче электрической (тепловой) энергии, услуги в сфере транспорта, тарифы на твердое топливо, реализуемое населению, размеры платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, платы за подключение к системе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков утверждались приказами Министерства.
В 2024 году проведено 131 заседание правления Министерства, на которых принято 1513 тарифных решений по установлению тарифов (цен) для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Красноярского края.
В установленные сроки в 2024 году в Федеральную антимонопольную службу направлены обоснованные предложения на 2025 год по установлению предельных уровней тарифов на электрическую энергию, услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края.
В рамках исполнения законодательства по работе с обращениями граждан на территории края согласно Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в 2024 году была проведена следующая работа по обращениям граждан:
проведено 36 личных приемов граждан;
дано 868 письменных разъяснений гражданам по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, тарифов в сфере транспорта, для различных категорий потребителей, в частности, пенсионеров, жителей сельской местности, членов садоводческих товариществ и гаражных кооперативов, индивидуальных предпринимателей по структуре тарифов, по льготам для различных категорий потребителей, по применению социальной нормы потребления электроэнергии и другим вопросам, находящимся в компетенции Министерства.
В целях информирования граждан и организаций по вопросам, курируемым Министерством, обеспечивается наполнение информацией сайта Министерства www.mtpkrskstate.ru, а также Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. На данных ресурсах реализована возможность для граждан и организаций направлять обращения в Министерство. Кроме того, Министерством организована работа в системах: Портал обратной связи, портал Общероссийского народного фронта «ОНФ-Помощь», Активный гражданин, инцидент-менеджмент. Данные ресурсы позволяют гражданам оперативно получать ответы на проблемные вопросы.
Министерство для освещения своей деятельности широко использует официальный портал Красноярского края, краевые средства массовой информации (печатные издания, телевидение), социальные сети.
Во втором полугодии 2024 года Министерством была проведена экспертиза по делам об установлении (корректировке) тарифов (цен) для организаций, оказывающих услуги в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами на 2025 год.
Государственное регулирование тарифов
Государственное регулирование
тарифов в 2024 году осуществлялось в соответствии с Федеральными законами от
26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от
07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления», от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении
в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации и
приказами Федеральной антимонопольной службы.
В Красноярском крае в среднем по субъекту рост тарифов на второе полугодие 2025 года по отношению к тарифам, действующим в первом полугодии, составил:
- на услуги в сфере теплоснабжения 113,51%;
- на услуги в сфере водоснабжения 116,71%;
- на услуги в сфере водоотведения 116,89%;
- на электроэнергию для населения 115%;
- на сжиженный газ 110,3%.
Тарифы установлены с учетом параметров Прогноза социально – экономического развития Российской Федерации и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Красноярскому краю на 2025 год, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2024 № 3287-р.
Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2025 год установлены приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11.10.2024 № 719/24 и в среднем по субъекту составляют (без НДС):
С 01.01.2025 по 30.06.2025 – минимальный уровень 267,00 коп./кВтч, максимальный уровень 470,05 коп./кВтч;
С 01.07.2025 по 31.12.2025 – минимальный уровень 470,05 коп./кВтч, максимальный уровень 492,14 коп./кВтч.
Тарифы на 2025 год установлены Министерством в рамках указанных предельных уровней.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям на территории Красноярского края, на 2025 год установлены с учетом предельных уровней тарифов, утвержденных приказами Федеральной антимонопольной службы России от 24.10.2024 № 766/24 и № 767/24.
Установление сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на 2025 год осуществлено с учетом оптимизации расходов и недопущения получения им излишнего дохода. Необходимая валовая выручка определена в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 № 1554/17. Сбытовые надбавки для тарифной группы «Население и приравненные к нему категории потребителей» установлены Министерством с календарной разбивкой с учетом предельных уровней тарифов для населения на 2025 год, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11.10.2024 № 718/24, с учетом приказа от 06.12.2024 № 970/24.
Долгосрочные тарифы на услуги, оказываемые потребителям в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения утверждены методом индексации установленных тарифов. На услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Красноярского края тарифы установлены на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В целях реализации механизма ограничения роста платы
граждан
за коммунальные услуги предельными индексами в крае принят Закон Красноярского края
от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы
граждан за коммунальные услуги» (далее – Закон).
Согласно данному Закону, если плата гражданина превышает предельный индекс, то исполнители коммунальных услуг производят ее снижение и получают компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги. В случае если исполнителями коммунальных услуг выступают несколько лиц из числа ресурсоснабжающих организаций, то компенсация производится исполнителю коммунальных услуг, предоставляющему коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2024 № 3287-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2025-2028 годы.
Для Красноярского края на 2025 год индексы утверждены в следующем размере:
С 01.01.2024 - 0%;
С 01.07.2024 - 15%, предельно допустимое отклонение 2,1%.
В соответствии с указом Губернатора Красноярского края от 13.12.2024 № 384-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2028 года» предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края составляет:
С 01.01.2025 по 30.06.2025 – 0%;
С 01.07.2025 по 31.12.2025 – 15%.
С января 2025 года плата не должна превышать размер совокупной платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из тарифов, объемов и нормативов декабря 2024 года, а с июля 2025 года не должна превышать 15% с учетом сопоставимых (неизменных) объемов коммунальных услуг.
Ценовые зоны теплоснабжения
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 № 1056-р и 1057-р городские округа город Канск и город Красноярск отнесены к ценовым зонам теплоснабжения.
Особенности правового регулирования в ценовых зонах
теплоснабжения определены главой 5.1 Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 15.12.2017 №
1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на
тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на
тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы
котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на
тепловую энергию (мощность)» (далее – Правила 1562), постановлением
Правительства
РФ от 23.07.2018 № 860 «Об отдельных вопросах ценообразования
на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения».
В ценовых зонах теплоснабжения осуществляется государственное регулирование следующих видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
1) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность);
2) тарифы на теплоноситель в виде воды, поставляемый едиными теплоснабжающими организациями потребителям и теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
3) тарифы на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленные в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию;
4) плата за подключение (технологическое
присоединение) к системе теплоснабжения в случае, если стороны договора не
достигли соглашения
о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к системе
теплоснабжения.
Ценовые зоны теплоснабжения - поселения, городские округа в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 23.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ценовых зонах теплоснабжения цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, регулированию не подлежат, а утверждается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность).
Приказами Министерства от 14.11.2024 № 62-п и № 63-п в соответствии с Правилами 1562 утверждены предельные уровни цены на тепловую энергию (мощность) на территории г. Красноярска и г. Канска соответственно, в отношении каждой ЕТО (в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения г. Красноярска и г. Канска) с указанием номера (индекса) технологически изолированной зоны действия (система теплоснабжения).
Конечный тариф на тепловую энергию, в отношении потребителей каждой конкретной зоны действия ЕТО, определяется соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного указанными выше приказами Министерства.
На официальных сайтах администраций города Красноярска и города Канска размещены заключенные между ЕТО и указанными администрациями соглашения об исполнении схемы теплоснабжения. Данные соглашения, помимо прочего, предусматривают применение к предельному уровню цены на тепловую энергию понижающего коэффициента, определённого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2018 № 860.
В соответствии со статьей 23.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ценовых зонах теплоснабжения утверждаются тарифы на горячую воду, поставляемую ЕТО потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленные в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. При этом компонент на тепловую энергию определяется в следующем виде: «числовое значение определяется единой теплоснабжающей организацией равным цене на тепловую энергию (мощность), определенной соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом регулирования».
Тарифы на электрическую энергию для населения
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 11 октября 2024 года № 718/24 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2025 год» с учетом приказа от 06.12.2024 № 970/24 установлены предельные тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению Красноярского края, на 2025 год в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления электрической энергии.
Приказом Министерства от 09.12.2024 № 86-э установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2025 год:
для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, в пределах социальной нормы электропотребления установлен тариф в размере с 01.01.2025 - 3,53 руб./кВтч (с НДС), с 01.07.2025 – 4,06 руб./кВтч (с НДС);
для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, сверх социальной нормы электропотребления тариф на электрическую энергию установлен на экономически обоснованном уровне в размере с 01.01.2025 - 5,69 руб./кВтч (с НДС), с 01.07.2025 – 6,54 руб./кВтч (с НДС).
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент 0,7.
С учетом данной нормы для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в пределах социальной нормы электропотребления установлен тариф в размере с 01.01.2025 – 2,47 руб./кВтч (с НДС), с 01.07.2025 – 2,84 руб./кВтч (с НДС);
для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, сверх социальной нормы электропотребления, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, сверх социальной нормы электропотребления установлен тариф в размере с 01.01.2025 – 3,98 руб./кВтч (с НДС), с 01.07.2025 – 4,58 руб./кВтч (с НДС).
Рост тарифов на электрическую энергию для населения с 1 июля 2025 года составляет 115% по отношению к тарифам, действовавшим в декабре 2024 года.
Установление платы за технологическое присоединение в 2024 году
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и платы за подключение к системе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В 2024 году принято 205 тарифных решений по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, стандартизированных тарифных ставок, платы за подключение к системе теплоснабжения, тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Системообразующая территориальная сетевая организация
С 1 сентября 2024 года вступили в силу нормы Федерального закона от 13.07.2024 № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вышеуказанными изменениями вводится статус системообразующей территориальной сетевой организации (далее - СТСО), действующей в каждом субъекте Российской Федерации, и определяется ее функционал в сфере обеспечения надежности энергоснабжения и оказания услуг по передаче электрической энергии.
При этом в целях повышения качества обслуживания
потребителей, централизации ответственности перед ними за надежность
энергоснабжения и формирования единообразной системы договорных отношений в
сфере оказания услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным
федеральным законом предусматривается, что услуги по передаче электрической
энергии потребителям электрической энергии (действующим в их интересах сбытовым
организациям)
в границах субъекта Российской Федерации оказываются только действующей на его
территории СТСО.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 № 1229 утверждены правила заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства (далее – ОЭСХ), согласно которым с 1 января 2025 года:
- сети, находящиеся в собственности регионов и муниципалитетов, передаются в безвозмездное владение и пользование СТСО;
-
СТСО
осуществляет эксплуатацию и ликвидацию аварий
в бесхозяйных сетях;
- СТСО осуществляет эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, перешедшие к СТСО по договору или соглашению о порядке использования (далее – ДоПИ или CоПИ);
- СТСО устраняет масштабные аварии на сетях прочих территориальных сетевых организаций (далее - ТСО) по решению региональных штабов по обеспечению безопасности электроснабжения;
- СТСО участвует в рассмотрении инвестиционных программ ТСО в части мероприятий, влияющих на надежность энергоснабжения потребителей, достаточности, необходимости и своевременности реализации таких мероприятий;
- эксперты СТСО в обязательном порядке привлекаются к оценке достоверности данных, представленных в предложениях об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии по электросетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании ТСО;
- эксплуатацию ОЭСХ собственников, не соответствующих на очередной период регулирования критериям ТСО;
- в случае лишения сбытовой организации статуса гарантирующего поставщика, статус гарантирующего поставщика временно присваивается СТСО.
Требование об обязательном заключении ДоПИ для ТСО не применяется в случаях, если:
- ОЭСХ в соответствии с законодательством ограничены в обороте либо изъяты из него;
- ТСО является потребителем электрической энергии (60% мощности и отпуска электроэнергии идут на собственное потребление);
- ТСО является МоноТСО;
- ОЭСХ, находящиеся в собственности субъекта РФ или муниципального образования, подлежат передаче в безвозмездное владение и пользование СТСО.
Статус СТСО присваивается крупнейшей ТСО в регионе на основании критериев, утверждённых Правительством РФ (Постановление Правительства № 1159 от 28.08.2024).
Указом Губернатора Красноярского края от 05.09.2024 №
273-уг
«Об определении системообразующей территориальной сетевой организации на
территории Красноярского края» статус СТСО на территории Красноярского края на
2025 – 2029 годы был присвоен ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327).
Осуществление
регионального государственного контроля
(надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)
министерством тарифной политики Красноярского края
в 2024 году
Министерство в
пределах своей компетенции, закрепленной Положением о министерстве
тарифной политики Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства
Красноярского края
от 03.07.2018 № 380-п, в 2024 году осуществляло следующие полномочия:
региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
региональный государственный контроль
(надзор) за установлением
и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области
газоснабжения;
региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий.
С 1 июля 2021 года вступил в силу
Федеральный закон от 31.07.2020
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» (далее
- Федеральный закон № 248-ФЗ), который изменил подход к осуществлению
государственного контроля (надзора) и закрепил приоритет профилактических
мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 248-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 № 1915 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)», Министерством разработаны и приняты положения по видам регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – региональный контроль), полномочия по осуществлению которых входят в компетенцию Министерства, которыми плановые контрольные (надзорные) мероприятия (плановые проверки) не предусмотрены.
Внеплановые проверки в 2024 году Министерством не проводились ввиду отсутствия оснований.
Региональный контроль осуществлялся Министерством в 2024 году посредством проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований.
В 2024 году Министерством проведены следующие
контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами
посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований
(далее - наблюдение):
1. Наблюдение за соблюдением территориальными сетевыми организациями (далее - ТСО) стандартов раскрытия информации в части размещения отчетов о реализации инвестиционных программ на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Приказы Министерства от 08.02.2024 № 21-о, от 25.03.2024 № 46-о, от 15.05.2024 № 67-о, от 08.08.2024 № 102-о, от 11.11.2024 № 138-о). По результатам наблюдения Министерством объявлено ТСО 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение).
2. Наблюдение в части стандартов
раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (Приказ Министерства
от 06.08.2024
№ 100-о),
по результатам которого Министерством объявлено 27 предостережений
контролируемым лицам.
3. Наблюдение в части стандартов
раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
(Приказ Министерства
приказ Министерства от
15.04.2024 № 55-о),
по результатам которого Министерством объявлено 12 предостережений
контролируемым лицам.
4. Наблюдение в части стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения (Приказ Министерства от 13.05.2024 № 66-о), по результатам которого Министерством объявлено 30 предостережений контролируемым лицам.
5. Наблюдение в части стандартов
раскрытия информации в сферах естественных монополий (Приказы Министерства от
30.09.2024 № 121-о,
от 08.10.2024 № 126-о, от 21.10.2024 № 130-о), по результатам которых
Министерством объявлено 2 предостережения контролируемым лицам.
Также в 2024 году должностные лица Министерства принимали участие в плановых проверках, проводимых министерством промышленности и торговли Красноярского края в части осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики за 2023 год, в отношении ООО «Электросеть «Енисейская Сибирь» (ИНН 2446010095), ООО «ДОКэнерго» (ИНН 2464151780), МУП «КОС» (ИНН 2457029066).
В отчетном периоде Министерством осуществлялся региональный контроль посредством проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с программами профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год по видам регионального контроля (далее – программы профилактики на 2024 год).
В 2024 году Министерством осуществлялись следующие мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований:
1. В целях информирования контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте Министерства www.mtpkrskstate.ru в разделе «Государственный контроль (надзор) размещена следующая информация:
постановление Правительства Красноярского края от
04.12.2023
№ 947-п «О внесении изменений в отдельные положения о видах контроля
в области государственного тарифного регулирования в Красноярском крае»;
программы профилактики на 2024 год;
перечни нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального контроля;
перечни сведений, которые могут запрашиваться
Министерством
у контролируемого лица при осуществлении регионального контроля;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, применяемых Министерством при осуществлении регионального контроля;
сведения о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц при осуществлении регионального контроля;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований при осуществлении Министерством регионального контроля;
информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении контролируемыми лицами обязательных требований;
доклады об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за 2023 год по видам регионального контроля.
В рамках информирования контролируемых лиц Министерством разработаны и размещены на официальном сайте Министерства информационные письма по соблюдению обязательных требований:
разъяснения Минстроя России по вопросам установления нормативов потерь воды в централизованных системах водоснабжения;
об обновлении
портала раскрытия информации «https://ri.eias.ru/»
в сфере жилищно - коммунального хозяйства;
инструкция по оценке проведения профилактического визита.
информация по вопросам регулирования отношений с участием системообразующей территориальной сетевой организации на территории Красноярского края;
информация по изменениям законодательства в части ставок НДС;
информация о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и др.
Также на официальном сайте Министерством размещены информационные материалы по следующим темам:
практика применения надзорными органами положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
«риск-ориентированный» подход и «динамическая модель управления рисками»;
система профилактики нарушения обязательных требований;
система контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий;
производство по делам об административных правонарушениях;
некоторые вопросы совершенствования законодательства, обсуждаемые на IX Всероссийской тарифной конференции.
2. Министерством ежегодно проводится обобщение правоприменительной практики осуществления Министерством регионального контроля. Доклады о результатах правоприменительной практики осуществления министерством тарифной политики Красноярского края регионального государственного контроля (надзора) в 2023 году по видам регионального контроля размещены на официальном сайте Министерства.
3. В отчетном периоде Министерством объявлено 88 предостережений контролируемым лицам:
по результатам проведения Министерством наблюдения объявлено 73 предостережения контролируемым лицам, в том числе:
в сфере электроэнергетики – 2;
в сфере водоснабжения и водоотведения – 27;
в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами – 12;
в сфере теплоснабжения – 30;
в сферах естественных монополий -2.
на основании поступивших в Министерство сведений о нарушении контролируемыми лицами обязательных требований Министерством объявлено 15 предостережений, в том числе:
в сфере водоснабжения и водоотведения - 14;
в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами – 1.
4. Должностными
лицами Министерства в 2024 году проведено
38 консультаций контролируемых лиц.
5. В отчетном периоде Министерством проведено 19 профилактических визитов (из них 12 обязательных профилактических визитов), в том числе:
в сфере теплоснабжения – 5;
в сфере водоснабжения и водоотведения – 4;
в сферах естественных монополий – 3;
в сфере электроэнергетики – 5;
в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами – 1;
в области газоснабжения – 1.
К полномочиям
Министерства, в соответствии со ст.3.49 Положения
о министерстве тарифной политики Красноярского края, относится рассмотрение дел
об административных правонарушениях в случаях, установленных действующим
законодательством РФ.
В отчетном периоде Министерством рассмотрено 7 административных дел, возбужденных органами прокуратуры РФ, в том числе:
ООО «Канифольнинский коммунальный комплекс» (в сфере теплоснабжения) в отношении должностного лица по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, вынесено предупреждение о недопустимости правонарушения;
ООО «Партизанская строительная компания» (в сфере водоснабжения и водоотведения) в отношении должностного лица по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 3 тыс. руб.;
ООО «Сибирская коммунальная компания» (в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) в отношении должностного лица по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 25 тыс. руб.;
ООО «Туран» (в сфере теплоснабжения) по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, вынесено предупреждение о недопустимости правонарушения;
ООО «Туран» (в сфере теплоснабжения) по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, вынесено предупреждение о недопустимости правонарушения;
ООО «Авангард»
(в сферах теплоснабжения, водоснабжения
и водоотведения) по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, административное дело прекращено ввиду
отсутствия состава административного правонарушения;
АО «КрасЭко» (в
сферах теплоснабжения, водоснабжения
и водоотведения) по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, административное дело прекращено ввиду
отсутствия состава административного правонарушения.
По итогам рассмотренных Министерством в 2024 году административных дел административные штрафы оплачены в полном объеме в сумме 28 тыс. руб.
В соответствии с положениями по видам регионального контроля Министерством ведется учет объектов контроля по каждому виду регионального контроля, в том числе с использованием ФГИС ЕИАС.
В 2024 году Министерством проведены мероприятия по
внедрению Стандартов клиентоцентричности блок «Процессы осуществления
государственного контроля (надзора)» (приказ Министерства от 06.12.2023
№ 107-о):
1. Сформирован перечень точек взаимодействия с клиентом в рамках осуществления государственного контроля (надзора) по всем видам государственного контроля (надзора).
2. Проведена сегментация клиентов по всем видам государственного контроля (надзора).
3. Проведена оценка удовлетворенности качеством
взаимодействия
с клиентом по всем видам государственного контроля (надзора):
проведен опрос среди организаций, осуществляющих регулируемые Министерством виды деятельности, в целях оценки удовлетворенности клиентов (регулируемых организаций) осуществлением профилактических мероприятий;
составлен аналитический отчет по результатам опроса,
проведенного
в целях оценки удовлетворенности клиентов процессом осуществления
профилактических мероприятий.
Результаты опроса показали, что регулируемые
организации,
в отношении которых Министерством проводились мероприятия
по профилактике нарушений обязательных требований, в целом удовлетворены
взаимодействием с Министерством при проведении профилактических мероприятий.
В рамках опроса были получены предложения по повышению клиентоцентричности, которые были приняты к сведению для дальнейшего улучшения деятельности Министерства по осуществлению государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования тарифов.
4. В рамках реинжиниринга процесса осуществления государственного контроля (надзора) разработаны и утверждены:
порядок взаимодействия с внешним клиентом в рамках осуществления государственного контроля (надзора);
целевая модель процесса «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»;
план мероприятий по реинжинирингу процессов осуществления государственного контроля (надзора).
В соответствии с планом мероприятий по реинжинирингу процессов осуществления государственного контроля (надзора) на официальном сайте Министерства создан подраздел «Обратная связь». В данном подразделе размещены Порядок взаимодействия с внешним клиентом в рамках осуществления государственного контроля (надзора), онлайн-опросы по оценке удовлетворенности клиентов (регулируемых организаций) осуществлением Министерством профилактики нарушений обязательных требований, результаты онлайн - опросов удовлетворенности клиентов процессом осуществления профилактических мероприятий.
Цифровизация тарифного регулирования в 2024 году.
В соответствии с реализацией национального проекта «Цифровая экономика» и национальной цели развития России на период до 2030 года «Цифровая трансформация» в 2024 году Министерство продолжило работу совместно с Федеральной антимонопольной службой России (далее – ФАС России) по цифровизации процессов регулирования тарифов в части государственного регулирования цен (тарифов) и государственного контроля в области их применения.
В 2024 году Министерством
активно проводилась работа
по вовлечению в цифровое пространство ресурсоснабжающих организаций.
Тарифные заявки и
отчетность от ресурсоснабжающих организаций
в 2024 году предоставлялись в основном в электронной форме, что является
положительной динамикой цифровой трансформации.
На региональном уровне внедрена и продолжает развиваться региональная информационная система автоматизации функций тарифного регулирования на территории Красноярского края (далее – Платформа).
В 2024 году Платформа полностью перешла на импортозамещенные компоненты программного обеспечения и теперь представляет собой единую программную платформу с единой точкой входа.
Использование веб-технологий обеспечивает пользователям доступ к Платформе в Интернет с любых устройств через веб-браузер.
Платформа осуществляет:
автоматизацию
документооборота между Министерством
и Регулируемыми организациями;
учет и ведение принятых в Красноярском крае тарифных решений;
мониторинг и контроль
раскрытия информации и уведомлений
о раскрытии информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями, организациями
водопроводно–канализационного хозяйства и организациями коммунального
комплекса, оказывающими услуги в области обращения с твердыми коммунальными
отходами, а также учета самих показателей, подлежащих раскрытию;
мониторинг и контроль уведомления о раскрытии информации организациями сферы электроэнергетики;
расчет тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроэнергетики и обращения с твердыми коммунальными отходами и иных тарифов;
сбора данных по объектам, построенных для целей технологического присоединения к электрическим сетям;
расчет плановых значений показателей надежности и качества поставляемых услуг в сфере электроэнергетики;
сбор данных в сфере транспортных перевозок пассажиров воздушным и внутренним водным транспортом в формате шаблонов, совместимом с ФГИС ЕИАС;
деятельность Министерства при осуществлении действий, направленных на устранение нарушений в области раскрытия информации;
возможность информационной помощи в принятии управленческих решений;
мониторинг планирования и выполнения производственных
программ в сферах холодного и горячего водоснабжения, водоотведения
и очистки сточных вод.
Работа в Платформе позволяет:
обеспечить законность и обоснованность принимаемых тарифных решений;
повысить эффективность тарифной политики с целью снижения бюджетных рисков, повышения удовлетворенности потребителей уровнем цен на коммунальные услуги с учетом обеспечения повышения качества коммунальных услуг;
сократить трудозатраты на экспертизу
показателей
и обосновывающих документов;
создать комфортные условия для
регулируемых организаций
в процессе взаимодействия по установлению тарифов;
снизить административную нагрузку, упростить процедуры
и развитие открытого диалога с поставщиками и потребителями товаров
и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Платформа совместима с ФГИС ЕИАС.
По результатам
проведенного анализа активности использования Платформы за 2024 год
зафиксированы высокие показатели региона
по сбору данных:
через Платформу направлено более 110 различных мониторингов сбора отчётности;
получено отчётов от регулируемых организаций:
623 отчета по расчету тарифов в сфере теплоснабжения;
702 отчета по расчету тарифов в сферах водоснабжения, водоотведения;
196 отчетов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
66 отчетов по передаче электрической энергии;
149 отчетов по технологическому присоединению к электрическим сетям;
58 отчетов по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и услуг;
3 385 отчетов по раскрытию информации в сфере ЖКХ;
Использование системы сбора помогает своевременно предоставлять отчётность в ФАС России (через трансляцию мониторингов в адрес регулируемых организаций).
В 2024 году продолжена работа по обеспечению
безопасности информации, обрабатываемой Министерством, что предполагает
эффективное информационное обслуживание и управление всеми средствами комплексной
защиты информации, отражение угроз информационной безопасности. Главная цель
принимаемых мер защиты информации состоит в том, чтобы гарантировать
целостность, достоверность, доступность и конфиденциальность информации во всех
ее видах и формах, включая документы и данные, обрабатываемые, хранимые и
передаваемые в информационно вычислительных
и телекоммуникационных системах
Министерства, независимо от типа носителя этих данных.
Разработана система нормативных документов,
определяющих степень конфиденциальности информации, требуемый уровень
защищенности объектов информатизации Министерства. Определена ответственность
должностных лиц и сотрудников за соблюдение этих требований. Реализуется
комплекс организационных, инженерно-технических, технических и
аппаратно-программных мероприятий
по предупреждению несанкционированных действий с информацией
и защите ее от утечки по техническим каналам. Организован контроль
эффективности принятых мер защиты и функционирования системы обеспечения
информационной безопасности.
В рамках цифровизации государственного управления
в Красноярском крае функционирует государственная межведомственная информационная
система электронного документооборота Правительства Красноярского края и иных
органов исполнительной власти Красноярского края «Енисей-СЭД», к которой
Министерство также подключено. Система позволяет оптимизировать документооборот
между органами государственной власти края, органами местного самоуправления, а
также участниками межведомственного электронного документооборота (федеральными
органами и ведомствами государственной власти), повышая скорость передачи
данных и снижая сроки рассмотрения документов.
Данные системы снижают объем бумажного документооборота, увеличивают производительность труда за счет экономии времени при обработке данных, делая работу органа более качественной.
Ежедневно указанные системы позволяют сотрудникам министерства производить аналитику актуальности данных, предоставляемых регулируемыми организациями в соответствии с шаблонами, разработанными ФАС России, оперативно реагировать на выявленные нарушения и своевременно формировать сводные данные по региону.
В 2024 году была
продолжена работа по доработке интерактивной карты Красноярского края,
содержащей широкий спектр информации о тарифах (ценах) на территории края с
целью прозрачности работы органа регулирования и общедоступности информации для
потребителей, включая все населенные пункты, в которых установлены тарифы
(цены)
на коммунальные ресурсы, а также тарифы на подключение к объектам коммунальной
инфраструктуры.
Министр тарифной политики
Красноярского
края
А.А. Ананьев